fondpr (fondpr) wrote,
fondpr
fondpr

Антон тут рядом или Другой, которого ежедневно приходится убивать в себе, чтобы выжить

Как почувствовать боль другого человека? Что чувствует человек-аутист? Который живет между облупленной квартирой на окраине большого города и больницей для умалишенных. Который не сегодня-завтра станет пациентом психоневрологического интерната — места, где люди с таким диагнозом, как у него - аутизм, долго не живут. Вы знаете об этом? Вряд ли.... Это тяжело. Но это жизнь. Жизнь человека, который рядом с нами. Это действительность, которая заставляет нас по-другому смотреть на все окружающее и нас самих.
Как это почувствовать? Посмотрите фильм "Антон тут рядом" (его сняла Любовь Аркус). Автор — камера — герой. Расстояние между ними с каждой минутой сокращается, автору приходится войти в кадр и стать действующим лицом этой истории. И зрителю тоже. Но это история не о том, как один человек помог другому человеку, а о том, как один человек узнал себя в другом. О том, что в каждом из нас живет Другой, которого ежедневно приходится убивать в себе, чтобы выжить.


Этот фильм - действительно событие. Фильм о том, как намеченный "кинопроект" постепенно стал актом спасения человека. Как он заставлял самих создателей фильма становиться другими, заново открывать себя, других и смысл жизни. Как кино может реально менять людей и их судьбу. Редчайший случай, если не уникальный.

История знакома каждому журналисту: в редакцию пришло письмо. Его можно было бы отбросить как бред: в нем навязчиво повторялись, бесконечно варьируясь, слова и фразы. Но сложенные вместе, эти фразы чем-то зацепили журналиста, и Любовь Аркус оторвалась от редактирования созданного ею петербургского журнала "Сеанс", чтобы разыскать их автора - почувствовала, что здесь может быть материал для фильма. Автор оказался замкнутым парнишкой Антоном Харитоновым из крошечного северного села - уже почти не способным говорить, не идущим ни на какие контакты. Оказался аутистом. "Аут" - буквально "вне". Вне стандартов, вне самой жизни. Вне нашего понимания. Мы почти не заглядываем в эту сферу - то ли страшимся, то ли брезгуем, заранее считая себя выше, лучше, умнее и здоровее.

Начали Антона снимать. Оператор Алишер Хамидходжаев снимал, а парень упорно убегал от камеры, иногда оборачиваясь, как затравленный волчонок. Не думаю, что в эти минуты создатели фильма на что-то еще надеялись, - вероятно, снимали, чтобы не пропала поездка. И только интуиция подсказывала им, что за этой замкнутостью есть какие-то им еще непонятные человеческие богатства.

Так начался процесс познания того, мимо чего большинство проходит равнодушно, и хорошо, если не враждебно. Процесс постижения этого другого сознания. Между камерой и парнишкой устанавливались какие-то сложные отношения: он уже не убегал, а явно ревновал камеру к другим, сам входил в кадр, если объектив был направлен на другого. А однажды подошел к Любе Аркус и ее неожиданно обнял.

С этого момента начался фильм, от которого нельзя оторваться. Документалистика нередко поднималась до открытия в человеке потаенных качеств - в этом ее главное предназначение. Но здесь перед нами идет процесс преображения решительно всего, что было вовлечено в эти киносъемки. Оттаивал Антон, в нем открывались бездны, о которых нельзя было подозревать. Прозревали люди в съемочной группе: чужое, даже чуждое становилось не просто близким, но необходимым. Обе стороны открывали смысл и значение таких понятий, как человеческое тепло, сочувствие и любовь, без которых нельзя жить. Обе стали необходимы друг другу.

Четыре года шли съемки. И кадры связались в судьбу - не только этого конкретного Антона, и даже не только его распавшейся семьи: тяжело больной матери, которую мы узнали, полюбили и которую похоронили, оплакали вместе с немногими близкими; отца, который ушел из семьи и которому еще предстояло узнать своего сына. Благодаря этим кадрам можно заново узнать и полюбить народ своей страны - ему трудно, он не живет, а выживает, но он сохранил фантастическое терпение, умение понимать и сочувствовать, - встречаешь их на экране и с изумлением понимаешь, что на земле вроде бы нет "плохих людей".

Но фильм станет суровым приговором стране официальной, которая ничего не делает, чтобы выживание стало жизнью. В нем есть персонажи, словно принадлежащие другому народу: для них сама идея принять чужую боль оказывается нелепой. Но почему-то именно от таких и зависит, по нашим порядкам, если не все, то многое. Смотришь, как живут у нас больные и одинокие, как в детских домах не хватает добрых рук, как бедствуют без сестер милосердия больницы, и думаешь: как хорошо бы показать фильм в монастырях, где так любят говорить о милосердии, но не спешат помогать страждущим, как во всем мире, своим теплом, своей терпеливой любовью и человечностью.

Фильм станет открытием как для идеалистов-максималистов, так и для прирожденных иждивенцев: мол, пусть кто-то за нас вымоет парадное, пусть хорошая жизнь слетит к нам, как ангел, с небес. Оказывается, перевернуть мир можно, если сделать доброе дело хотя бы одному бедствующему.

Посмотреть фрагмент фильма "Антон тут рядом" на YouTube

В описании фильма частично использованы комментарии и рецензии отсюда.

Tags: Антон тут рядом, Любовь Аркус, аутизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments