fondpr (fondpr) wrote,
fondpr
fondpr

Всем хороших выходных. Альфонс Муха - гениальный художник и его произведения

Альфонс Мариа Муха (Alfons Maria Mucha, 1860-1939) — чешский живописец, театральный художник, иллюстратор и плакатист, работавший в стиле art nouveau (термин принято переводить как модерн).



Будущий художник родился в небольшом городке Иванчице, рядом с Брно. Окончив гимназию и не поступив в пражскую Академию художеств, Муха устроился работать писарем в суде родного города. Всё свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре — вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов.

Его заметили, и в возрасте 19 лет, молодой Альфонс Муха отправляется работать художником театральных декораций в Вену. Через два года, трагический пожар в театре «Рингтеатре» (погибло 500 человек) уничтожил его мастерскую, и декораторская фирма потерпела крах. Муха был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. Восхищённый его творчеством граф согласился оплатить расходы по его учёбе в мюнхенской Академии изящных искусств.


Рекламные плакаты для Сары Бернар

[Читать дальше]
Два года Альфонс учится в Мюнхене, а затем, ещё два — в Париже; но закончить учёбу он не успел — графу надоело быть меценатом, и Муха остается без средств к существованию. Ему приходится бросить занятия живописью и зарабатывать изготовлением рекламных плакатов, афиш, иллюстраций в книгах и журналах, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек и прочих мелочей. Из серьёзных работ в это время было только создание иллюстраций к многотомной «Истории Германии».

Поворот в его судьбе наступил в 1894, когда он выполнил афишу для премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар в театре «Ренессанс». Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником, и между ними закрутился роман. Альфонс Муха становится главным декоратором театра.

Муха создаёт афиши к спектаклям, декорации к постановкам, иллюстрации к книгам, этикетки разнообразных товаров (от духов, шампанского, шоколада и бисквитов до велосипедов). Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шёлковые панно и календари мастера.



Рекламный плакат детского питания фирмы Nestle

От заказов не было отбоя. Газеты писали о феномене Мухи; в Париже даже появилось новое понятие — «La Femme Muchas»: роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах и открытках. В этом время были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).



Ярослава и Джири - дети художника. 1919

Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов; иногда томно-пленительная, иногда загадочная, иногда грациозная, иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. Произведения дышат спокойствием и негой.





В начале XX века, Муха несколько лет прожил в США, где его ожидал ещё больший успех и он стал считаться крупнейшим художником современности. Однако громкий успех не вскружил ему голову, а тамошняя жизнь тяготила его своей коммерциализацией

.



В 1910 Альфонс Муха вернулся на родину и задумался о создании грандиозного цикла эпических картин на тему истории славян. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен, изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Общественного дома, отелей «Европа» и «Империал», создаёт эскиз главного витража достраиваемого Собора святого Вита. После образования Чехословакии он проектирует образцы первых банкнот, почтовые марки, правительственные бланки и конверты.

 В 1928 году художник заканчивает свою «Славянскую эпопею» и дарит её Праге. Вследствие того, что в тогдашней Праге не нашлось галереи, которая могла бы разместить все двадцать картин целиком (многие картины 6×8 метров), она временно экспонировалась во Дворце ярмарок, а позже в замке городка Моравский Крумлов (там и по сей день).



Отмена крепостного права на Руси. 1914

Патриотизм художника был настолько известным, что власти гитлеровской Германии включили его в список врагов Рейха. После захвата Праги в марте 1939, гестапо несколько раз арестовывало 79-летнего художника и подвергало допросам, в результате чего он заболел пневмонией и скончался 14 июля 1939.


Произведения Мухи входят в коллекции многих видных музеев и галерей мира. Его творчеству посвящены Музей в Праге, экспозиция цикла «Славянская эпопея» в Моравском Крумлове, выставка о ранних годах его жизни в здании бывшего суда в родном городе Иванчице и Фонд Мухи. В настоящее время разрабатываются планы строительства специального здания для экспонирования «Славянской эпопеи». Кроме того, посмотреть работу великого художника можно в Общественном доме, в котором он декорировал Приматорский зал.



Альфонс Муха на выставке полотен из цикла «Славянский эпос». Фотография 1919 г.



Tags: Альфонс Муха
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments