fondpr (fondpr) wrote,
fondpr
fondpr

Category:

Всем хороших выходных! Пятничное. Слепые художники...

Словосочетание «слепой художник» сразу вызывает много вопросов, главный среди которых «Как?!» и эмоций, среди которых главенствуют удивление и недоверие. Между тем, в мире не так мало незрячих людей, которые занимаются изобразительным искусством.
Существует ряд исследований, доказывающих, что занятия изобразительным искусством благотворно влияют на незрячих и слабовидящих людей. Слепые художники объединяются в сообщества, создают в интернете сайты, на которых делятся опытом. В основном, конечно, область применения их талантов – то, что можно потрогать руками: скульптура, керамика и прочие виды декоративно-прикладного искусства. Однако есть среди них и поистине уникальные творцы: будучи полностью лишены зрения, они творят живописные полотна и графические работы, которые сами не увидят никогда…

Художник Д. Дидоренко.
Фото с сайта http://lol54.ru/art/109096-slepojj-khudozhnik-dmitrijj-didorenko-iz-kharkova.html

[Читать и смотреть дальше]

Сергей Поползин


Ему 50. Он мечтал быть художником сколько себя помнит. Родился в таежном поселке, несколько раз поступал в художественное училище в Иркутске. Наконец, поступил. Пришлось в силу обстоятельств бросить, потом снова поступать. Занимался как одержимый, целые дни проводил в музее, экспериментировал с материалами, формами, ездил на этюды на Байкал, копировал великих мастеров, изучал иконопись. Пытался создать из всего этого что-то новое, еще невиданное. Его не поняли. О выставках (а следовательно, и заработках) тогда, в конце 1980-х не могло быть и речи. Люди по-разному реагируют на подобные испытания…

Сергей пытался застрелиться. Выжил, но остался полностью слепым. Пуля прошла навылет… Он сжег все свои картины, а спустя какое-то время снова начал писать. Для начала пришлось осваивать новые технологии работы.

Набросок будущей работы он «рисует» исключительно в собственном воображении, продумывая все до мельчайших деталей. В первое время Поползин мог писать только очень быстро – всю картину за один раз. Чтобы получить возможность работать медленнее и скрупулезнее, надо было осваивать новые техники. Сегодня он использует в работе два противоположных приема: лессировку и пастозную живопись. Первый применяется для смешивания красок не на палитре, а на самом холсте, для чего они наносятся тонкими, полупрозрачными слоями. Второй – это, напротив, практически рельефная живопись, которую можно потом пощупать: неразведенные краски наносятся плотными мазками.

Фото с сайта www.popolsin.com

Чтобы ориентироваться в пространстве будущего полотна, художник втыкает в холст иголки, а иногда пользуется вырезанными из картона трафаретами. Чтобы различать тюбики с краской, нанес на колпачки надрезы разной формы.

Уже через год у Поползина состоялась первая выставка – небольшая, местного значения. Многие тогда отказывались верить, что представленные на ней работы мог нарисовать человек, лишенный зрения.

После выставки последовали приглашения от московских, а затем и зарубежных галерейщиков. В 1993 году о Сергее Поползине сняли документальный фильм, на него обратили внимание журналисты. В 1996 году художник женился на австрийке и уехал в Вену, где живет и сейчас.

Эшреф Армаган, слепой от рождения

59-летний турецкий художник Эшреф Армаган (Esref Armagan) был рожден слепым, но на протяжении всей своей жизни он рисует яркие картины, которые выставляются на многочисленных выставках в Италии, Голландии, Чехии и Китае. Он никогда не видел окружающий его мир, не видел света и не ощущал обилия красок вокруг. Тем не менее, он научился рисовать перспективу и даже портреты.

Эшреф Армаган родился в бедной семье, не получил никакого образования, писать, печатать и рисовать учился самостоятельно. Эшреф Армаган рисует масляными красками при помощи пальцев.

Главное условие для работы художника – полная тишина. Иначе он не будет способен сотворить невозможное. Эсреф должен почувствовать, что находится «внутри» своей будущей картины. Он говорит, что когда рисует море, иногда даже боится утонуть в нем – настолько живо представляет он бушующую стихию. Сначала с помощью стилоса для брайлевского письма Армаган делает набросок будущего изображения. Потом наносит пальцами первый цвет на холст – и ждет, пока тот абсолютно высохнет. Этот процесс занимает 2-3 дня. После этого наносит следующий цвет и т.д. Это делается для того, чтобы краски не размазывались по холсту.

Фото с сайта chatnoir2006.livejournal.com

От любой посторонней помощи в создании работ Армаган отказывается, если только речь не идет о создании портретов. Для создания произведения этого жанра художник разработал свой собственный способ. Он просит зрячего человека обвести шариковой ручкой контур фотографии, потом переворачивает снимок, водит по нему левой рукой, одновременно перенося правой контур на другой листок бумаги. А после добавляет цвет – только и всего. «Кисти», точнее, пальцам художника принадлежат портреты премьер-министра и президента Турции, а также бывшей первой леди страны.


Армаганом заинтересовались ученые. Один из самых интересных экспериментов провели в 2008 году двое исследователей из Гарварда – Амир Амеди и Алваро Паскуаль-Леоне. Глядя на результаты сканирования мозга Армагана во время работы над картиной и ничего не зная о пациенте, можно было решить, что он – человек зрячий. Сигналы, поступавшие от мозга, были такими же, как если бы он видел нечто на самом деле, а не просто представлял.

Дмитрий Дидоренко

Слепой художник из Харькова. Слепота Дмитрия Дидоренко не врожденная, а приобретенная в результате контузии. До трагедии Дмитрий был успешным и востребованным художником. Им было создано около 700 акварелей, графических работ пером и тушью, которые разошлись по частным коллекциям Украины, России, находятся в собраниях 19 зарубежных стран. Одна из графических работ «Высоты» находится в Донецком художественном музее.

В июле 1991 года в предместье Харькова во время проведения поисковой экспедиции и погребения незахороненных останков солдат, погибших во Второй Мировой войне, Дмитрий подорвался на немецкой мине и, получив тяжелые ранения, потерял зрение. Недуг не остановил художника, и он продолжает творить. За годы, прошедшие после ранения, состоялось 16 персональных выставок не только на Украине, но в Бостоне, Нью-Йорке, Осаке, Москве.

Кит Салмон


Любимое занятие Кита – пешие прогулки по горам, а главный сюжет полотен и графических работ – почерпнутые во время них впечатления. 55-летний Салмон покорил более ста вершин шотландских гор высотой более 900 метров (так называемых мунро). Многие из них представлены на его полотнах.

Он родился в Эссексе, изучал изобразительное искусство в колледже, стал скульптором, делал работы из стали, дерева и цемента, выставлялся, имел успех. Но потом его зрение начало очень быстро ухудшаться, и спустя несколько лет он вынужден был прекратить занятия скульптурой. Кит знал, что скоро потеряет зрение полностью, и решил использовать время, пока еще видел хоть что-то, для того, чтобы овладеть методами рисования и живописи вслепую. Вскоре он переехал в Шотландию и решился там впервые выставить свои работы, которые создал, будучи уже почти полностью слепым.

В то время творчество его развивалось в двух разных направлениях – рисунки (в основном, пастелью) и живопись – размашистые мазки маслом или акриловыми красками. В последнее время он начал соединять эти две техники, говоря, что так он «хоть немного может передать дух этих чудесных диких мест». Он регулярно выставляется, получил награду Джоломо (она присуждается художникам, воспевающим шотландский пейзаж).

Фото с сайта tcweb.co.uk/scottish-art-circle/listings/537.html

Джон Брамлитт


Его работы с успехом продавались в 20 странах мира. Он является автором книги «Кричащий во тьме», в которой описал свою жизнь как путешествие по новой территории – территории слепоты. Рисовать Джон начал, чтобы преобразовать свою жизнь – и сумел заново обрести утраченную было радость, снова вернуться в мир людей.

Он потерял зрение в результате неврологической болезни. После чего у него началась сильнейшая депрессия. Справиться с душевными переживаниями ему помогло искусство.

Благодаря специальной технике, с помощью которой он мог определять зоны цвета, Джон каждый день начал рисовать маслом на холсте. По прошествии полугода он почувствовал, что рисование дало ему спокойствие и умиротворение, потерянные вместе со зрением. Сейчас Джон Брамблитт регулярно проводит выставки и дает уроки мастерства.

Фото с сайта ariom.ru

Все работы Брамлитта являются глубоко личными: он изображает либо события своей жизни, либо людей, которых хорошо знает. Портретное сходство поражает. «Живопись перевернула всю мою жизнь», – говорит Джон. – У каждого человека внутри живет художник, надо лишь немножко помочь ему выйти на свет».


И он помогает. Джон Брамлитт работает консультантом для музейных развивающих программ. Студии, которые он организует, уникальны: здесь на равных присутствуют не только любители и профессиональные художники, но и люди с ограниченными возможностями, для которых Брамлитт открывает мир искусства благодаря опробованным на себе адаптивным техникам и методам.

Лиза Фиттипальди

Лиза Фиттипальди (Lisa Fittipaldi) перестала видеть в 1993 году, а впервые взяла в руки кисть два года спустя — в 1995-ом. Будучи дипломированным бухгалтером и финансовым аналитиком, Лиза вместе со зрением потеряла работу, независимость и смысл жизни. Ее затяжная депрессия длилась больше года, пока однажды муж не принес ей детский акварельный набор. К всеобщему удивлению, Лиза взяла в руки кисть и начала рисовать.

Не имея никакого художественного образования, Лиза прослушивала аудиоверсии книг об искусстве. Для того чтобы ориентироваться в композиции будущей картины, Лиза первое время натягивала на холст сетки из веревок. Для всех остается загадкой, как Лизе удается рисовать, не видя красок и холста; художница утверждает, что это непонятно даже ей самой.

Работы Лизы Фиттипальди регулярно выставляются в галереях по всему миру. Кроме того, она является автором книги «A Brush with Darkness», в которой художница описывает, как она училась рисовать, будучи слепой.

Источники:

Adme.Ru, Miloserdie.Ru

The Art Sight


Famous Blind Artists who Paint in Spite of Blindness or Vision Impairment

Most Famous Blind Painters Ever

Blind Artists Society

Сайт Сергея Поползина

Keith Salmon


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments